Инновации
Тема проекта:
«Коррекция двигательной сферы у детей с системными нарушениями речи в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения»
исполнитель эксперимента: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139»
научное руководство инновационным проектом:
Киселёва Наталья Алексеевна, кандидат психологических наук; доцент кафедры дефектологии и специальной психологии Кубанского государственного университета
методическое руководство инновационным проектом:
Трифонова Таисия Александровна, директор дошкольного методического центра города Краснодара
Веденеева Светлана Ивановна, методист дошкольного методического центра города Краснодара
Проблема и актуальность исследования:
Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он является основным с учётом современной действительности..
Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды (Вайзман Н.П.,1984; Павлов И.П., 1951; Эльконин Б.Д., 2001).
Исследованиями многих учёных показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики (Выготский Л.С., 1982; Горская И. Ю., 2000; Дворкин П.С., 2002; Карпова Н.В., 1997).
В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой. Научный поиск путей оптимизации обучения детей с общим недоразвитием речи позволил ведущим учёным и специалистам показать, что коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции.
В этой связи в основе работы с детьми с системными нарушениями речи основополагающим является принцип комплексности коррекционно-педагогической и психолого-логопедической работы. Он представляет собой взаимодействие различных специалистов: логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, педагога-психолога. Однако этот вопрос разработан недостаточно детально, в современной практике отсутствует система интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения, хотя необходимость углубленного исследования данной проблемы совершенно очевидна и вызывается рядом обстоятельств. Важнейшим из них является тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в массовых детских садах, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей с нарушениями речи. Исследования в области физического развития детей с нарушениями речи весьма обширны и связаны с изучением различных аспектов данного направления. Вместе с тем, нам не удалось обнаружить в этих исследованиях единого понимания механизма взаимосвязи общего недоразвития речи и нарушения или отставания в развитии координационных способностей. Имеющиеся программы по физическому воспитанию и предлагаемые методики с акцентом на использование средств и методов адаптивной физической культуры (Михайлова Е.Я., 2003), пальцевой гимнастики, логоритмики, психогимнастики (Прописнова Е.Н., 2003), коррекционно-развивающей физической культуры (Смирнова Е.Ю., 2005), не рассчитаны на нарушения в развитии дошкольников, не учитывают взаимосвязанной деятельности специалистов, что может нанести вред, затормозить восстановление речевой функции и подготовку ребенка к обучению в школе.
Объект исследования:
Педагогический процесс в ДОУ по развитию двигательной сферы у дошкольников 5-7 лет.
Субъект исследования:
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139»
Предмет исследования:
Средства, методы и методические приемы, используемые для коррекции двигательной сферы старших дошкольников с нарушением речи в аспекте интеграции деятельности специалистов ДОУ.
Цель исследования:
Разработать и экспериментально обосновать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в аспекте взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ.
Гипотеза исследования:
Технология коррекции двигательной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи станет результативной и педагогически целесообразной, если её разработка будет основываться на:
- включении в содержание основных средств образовательно-развивающих и коррекционно-оздоровительных упражнений;
- оптимальном соотношении методов стандартно-повторного и вариативного упражнения;
- учёте возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности и уровня речевого развития детей с системными нарушениями речи;
- выявлении корреляции различных сторон двигательной сферы старших дошкольников с отставанием в речевом развитии;
- интеграции деятельности специалистов ДОУ.
Задачи исследования:
1. Разработать диагностическую программу по выявлению особенностей физического развития, физической подготовленности, отдельных сторон координационных способностей и уровня речевого развития детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
2. Разработать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения.
3. Выпуск печатного материала (теоретического и практического) для педагогов и родителей по результатам исследования.
4. Обосновать эффективность технологии коррекции двигательной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач предполагается использовать следующие методы исследования: изучение и анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы; обобщение практического опыта работы в ДОУ; педагогическое наблюдение; анализ медицинских карт детей; инструментальные методы (антропометрия, спирометрия, кистевая динамометрия); диагностика уровня физического развития и физической подготовленности детей с общим недоразвитием речи.
Ожидаемый результат:
Разработанная и экспериментально апробированная технология коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в аспекте взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ позволит эффективно планировать физкультурные занятия в ДОУ. Также результаты исследований могут быть использованы в процессе преподавания курсов теории и методики физического воспитания дошкольников, в ходе подготовки и повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию дошкольных образовательных учреждений.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - инстаграм накрутка подписчиков