Организация питания

Загрузка ...

Правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания. Здоровье детей невозможно обеспечить без ра­ционального питания. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привыч­ки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает осно­вы культуры питания.

      Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого ком­плекса причин, одной из которых является нарушение структуры пита­ния и снижение его качества - как в семье, так и в организованных дет­ских коллективах.

      Обычно дети находятся в дошкольных учреждениях 12 часов и их питание в основном (кроме вы­ходных и праздничных дней) обеспечивается именно этими учреждения­ми. Ученые доказали, что правильное питание в детстве определяет и длительность человеческой жизни, и сроки трудоспособности. Кроме то­го, от питания зависит, в каком возрасте и какая хроническая патология появится у человека.

      Поэтому рациональное питание детей от 1,5 до 7 лет - залог креп­кого здоровья, гармоничного роста и правильного нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприят­ных факторов внешней среды.

 

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

    Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребенка. Питание считается пра­вильно организованным, если оно достаточно по калорийности, разнооб­разно по набору продуктов и технологии приготовления блюд, сбаланси­ровано по содержанию пищевых веществ, рационально распределено в (течение дня). Непременным условием правильной организации питания является соблюдение санитарных норм и правил.

       Основой организации питания детей в МБДОУ МО г. Краснодар « Детский сад комбинированного вида № 139» являются нормы физиологиче­ской потребности в пищевых веществах и энергии, приведенные в Сан-ПиН 2.4.1.2660-10.

 

Энергетическая ценность и содержание жиров, белков и углеводов в суточном рационе детей

 

возраст детей

энергетическая

белки (г)

 

углеводы (г)

 

цен­ность (ккал)

всего

в т.ч. животные

жиры (г)

 

7-12 мес.

110

2.9

2.3

5.5

13

до 3-х лет

1540

53

37

53

212

3-7 лет

1970

68

44

68

272

       Согласно этим нормам все пищевые вещества, входящие в состав рациона, находятся в определенных соотношениях между собой и сбалан­сированы с потребностями детского организма. Соотношение белков, жи­ров, углеводов в количественном выражении должно составлять 1:1:4. До­ля белков в общей калорийности занимает 14%, доля жиров занимает 31%, доля углеводов - 55%. Количество животного белка составляет 65% от общего количества белка. Количество растительных жиров - 15% от об­щего количества жиров.

      Основным принципом питания дошкольников должно служить мак­симальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, са­хара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключе­ние из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напро­тив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

      Правильный подбор продуктов - условие необходимое, но еще не­достаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.

      Другим условием является строгое соблюдение режима питания, ко­торый включает:

-   количество приемов пищи в течение дня (кратность питания). Ко­личество приемов пищи в детских дошкольных учреждениях должно быть не менее 4-х раз в день при 12-ти часовом пребывании детей: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо;

- распределение пищи в течение дня по приемам. Распределение энергетической ценности рациона (калорийности) на отдельные приемы пищи рекомендуется следующее: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник 15%, ужин - 25%. В дневном рационе допускается отклонение калорийно­сти в ту или иную сторону на 5%.;

-   время приема пищи в течение суток;

- интервалы между приемами пищи 3-4 часа. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрез­мерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает ус­вояемость пищевых веществ;

- время, затрачиваемое на приемы пищи;

- интервал между последним и первым приемами пищи 10-11 часов.

       Если соблюдаются режимные моменты, то у детей обычно нормаль­но функционирует пищеварительная система, усваивается пища, что обес­печивает правильный обмен веществ и хорошее самочувствие.

      Организация питания детей в дошкольном учреждении должна соче­таться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне детского сада дополняло рацион, получаемый в организован­ном коллективе. С этой целью в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» родителям  систематически предоставляются сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня, для че­го практикуется вывешивание в группах ежедневного рациона питания (меню). При этом на ужин ре­комендуются те продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по продук-ювому набору и пищевой ценности лучше максимально приближать к ра­циону, получаемому им в дошкольном учреждении. Важно также, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в дошкольное учреждение очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сок и (или) какие-либо фрукты.

      Важно предусмотреть особенности питания детей в период адапта­ции их к дошкольному учреждению. Переход ребенка от домашнего вос­питания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижает­ся аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная органи­зация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.

      Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендует­ся приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского кол­лектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учре­ждении, особенно если дома он их не получал. В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не желает есть само­стоятельно, первое время воспитатели   кормят его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.

     Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний пери­од, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» прово­дится дополнительная витаминизация рациона питания детей, используется широкий ассортимент имеющихся витаминизированных пищевых про­дуктов и напитков, а при необходимости (по заключению врача) также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).

       При формировании рациона питания детей в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» используется ассортимент основных продуктов питания, реко­мендуемых для использования в питании детей   организо­ванных коллективов:

Мясо и мясопродукты:

- говядина 1 категории,

- телятина,

- мясо птицы (курица, индейка),

- мясо кролика,

- сосиски и сардельки (говяжьи), не чаще чем 1-2 раза в неделю, после тепловой обработки;

-  печень говяжья.

Рыба и рыбопродукты - треска, хек, минтай, сельдь (соленая).

Яйца куриные - в виде омлетов или вареные.

Молоко и молочные продукты:

-  молоко (2,5%  жирности), пастеризованное;

- сгущенное молоко (цельное и с сахаром);

- творог (9% и 18% жирности) - после термической обработки;

- сыр «Российский» (45% жирности);

-  сметана (10%, 20% и 30% жирности) - после термической обра­ботки;

-  кефир;

- ряженка, варенец, бифидок и др. кисломолочные продукты про­мышленного выпуска;

  Пищевые жиры:

- сливочное масло («Крестьянское»);

-  растительное масло (подсолнечное) - в салаты, винегреты, сельдь, вто­рые блюда.

Кондитерские изделия:

-  конфеты (предпочтительнее зефир, пастила, мармелад), карамель;

- печенье, вафли;

- джемы,  повидло.

 Овощи:

-  картофель, капуста белокочанная, капуста цветная, морковь, свек­ла, огурцы, томаты, кабачки, лук, чеснок (для детей дошколь­ного возраста с учетом индивидуальной переносимости), петрушка, укроп, томатная паста, томат-пюре.

Фрукты:

- яблоки, груши, бананы, ягоды (за исключением клубники);

- цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны) с учетом индивиду­альной переносимости;

- сухофрукты.

Бобовые: горох, фасоль.

Соки и напитки:

- натуральные отечественные соки и нектары промыш­ленного выпуска (осветленные и с мякотью), предпочтительно в мелко­штучной упаковке;

- напитки промышленного выпуска на основе натуральных фруктов;

-  витаминизированные напитки промышленного выпуска без кон­сервантов и искусственных пищевых добавок;

- кофе (суррогатный), какао, чай.

Консервы:

- лосось, сайра, горбуша (для приготовления супов);

-  кабачковая икра;

- зеленый горошек;

- томаты и огурцы.

Хлеб, крупы, макаронные изделия - все виды без ограничения.  

     Одним из важных условий рационального питания является раз­нообразие пищи, под которым понимается не только использование раз­личных продуктов, но и применение разных способов их кулинарной об­работки. Для этого в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» разработаны примерные 10-дневные перспективные меню по сезонам года, на основа­нии которых составляются рабочие меню-требования.

    Для правильного приготовления блюд в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» разработаны  и утверждены технологиче­ские карты, имеется картотека блюд, входящих в меню. В технологической карте указывается рецептура (раскладка), энерге­тическая и пищевая ценность блюда, технология приготовления, источник, ответственные за применение данной технологической карты.

       Технологические карты рецептур блюд составляют на объемы пор­ций, рекомендованные для детей дошкольных образовательных учрежде­ний в зависимости от возраста. При необходимости изменения выхода блюд производят пересчет закладываемых продуктов в весе брутто и нетто по рассчитанному коэффициенту. В связи с пересчетом выхода блюда составляется новая технологиче­ская карта, которая подписывается медицинской сестрой, кладовщиком, шеф-поваром и утверждается руководителем учреждения.

      Для детей раннего и дошкольного возрастов   со­ставлены отдельные перспективные меню с учетом сезона. Разница в ор­ганизации питания детей раннего и дошкольного возраста заключается в величинах потребности детей в основных пищевых веществах и энергии, суточных продуктовых наборах по количеству и ассортименту продуктов питания, режимах питания, распределении продуктов в течение суток, ка­честве кулинарной обработки продуктов.

      Анатомо-физиологические особенности детей 1-3 лет определяют своеобразие приготовления и приема пищи ребенком этого возраста. В этом возрасте происходит постепенная адаптация ребенка к широкому разнообразию продуктов и способам их кулинарной обработки.

      Кулинарная обработка пищи для детей раннего возраста имеет свои особенности. Все блюда готовят только в отварном и тушеном виде.   После 1,5 лет, с учетом развития способности жевать, консистенция пищи становится более гус­той. Так, каши готовятся разваренными. Вместо овощного пюре овощи предлагаются в тушеном виде. Вместо суфле  готовятся кот­леты. Салаты  после 2-х лет подаются мелко нарезанными. В рационе обязательны горячие блю­да, не  включаются острые приправы и пряности. В качестве приправ   используются зелень укропа, петрушки, лук, чеснок.

      При составлении рациона питания детей   в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» преду­сматривается правильное распределение продуктов в течение суток. Учиты­вая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, доль­ше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков, рекомендуются блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первую половину дня - на завтрак и обед. На ужин детям   даётся молочно-растительная, легко усваиваемая пища. Так, в меню каждый день дети   получают такие продукты, как хлеб, масло, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, ово­щи, а остальные продукты (творог, рыба, яйцо) - 2-3 раза в неделю. 

      В меню детей   широко используются салаты из сырых ово­щей, свежие фрукты.  

       В различных приемах пищи в один день не допускается повто­рение одних и тех же блюд. При наличии первых блюд, содержащих кру­пу и картофель, гарнир ко второму блюду не   приготавливается из этих продуктов.

 

 ЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

       В рационе питания детей в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» обязательно  присутствуют мясо и мясные продукты (включая птицу), рыба, яйца - источник белка, жира, витаминов A, B12, железа, цинка и др., молоко и молочные продукты (ис­точник белка, кальция, витаминов А, В2), сливочное и растительное масло (источник жира, полиненасыщенных жирных кислот, витамина Е), хлеб, хлебобулочные изделия, крупы и макаронные изделия (носители крахма­ла, как источника энергии, пищевых волокон, витаминов В12 В2, РР, желе­за, магния, селена), овощи и фрукты (основные источники витамина С, Р, бета-каротина, калия, пищевых волокон, органических кислот), сахар и кондитерские изделия.

       Мясо, рыба, яйца, молоко, кисломолочные напитки, творог, сыр явля­ются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблаго­приятных внешних факторов. Поэтому они  постоянно включаются в рацион питания дошкольников.  Мясо и рыба  используются в виде самых разно­образных блюд - котлет, тефтелей, фрикаделек, гуляша, а также сосисок - в зависимости от индивидуальных вкусов дошкольников.

      Среди рекомендуемых видов рыбы - треска, хек, минтай, скумбрия. Рыбные деликатесы (икра, соленая рыба, консервы) лучше включать в рационы дошкольников (в домашних условиях) лишь изредка и в небольших количе­ствах, поскольку они по своей пищевой ценности не имеют никаких пре­имуществ перед свежей рыбой, но содержат много соли и оказывают раз­дражающее действие на незрелую слизистую желудка и кишечника детей.

      Молоко и молочные продукты являются источником не только бел­ка, но и одним из основных поставщиков легкоусвояемого кальция, необ­ходимого для образования костной ткани, а также витамина В2 (рибофлавина). Наряду с молоком   ежедневно   дети получают 150-200 мл кисломолочных напитков, способствующих нормальному пи­щеварению и угнетающих рост болезнетворных микроорганизмов в тон­ком кишечнике. Детям обязательно даются такие молочные продукты, как сыр, творог, сметана (последние два - только после тепловой кулинарной обработки).

      В рацион питания детей дошкольного возраста в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» обязательно  включаются свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные плодо­овощные соки и продукты, обогащенные микронутриентами, в том числе витаминизированные напитки. В зимний период при отсутствии свежих овощей и фруктов используются быстрозамороженные овощи и фрукты. Ребенок раннего и дошкольного возраста должен   получать 150/220 г картофеля и 200/250 г овощей (капуста, огурцы, помидоры, мор­ковь, свекла, редис, зелень, и др.) в виде салатов, овощных супов, пюре, запеканок и др., 130/60 г фруктов и ягод в виде свежих плодов (яблоки, груши, вишня, слива, черешня, малина, виноград и др.) и различные пло­доовощные соки - особенно с «мякотью» (яблочный, сливовый, абрикосо­вый, персиковый, томатный и др.). Плоды и овощи, особенно свежие, яв­ляются важнейшим источником аскорбиновой кислоты, биофлавоноидов (витамина Р), бета-каротина.

      Для приготовления каш и крупяных гарниров в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» используются разнообразные крупы, в том числе овсяная, гречневая, пшенная, ячневая, перловая, рисовая, которые являются важным источником  пищевых веществ.  

       Пищевые жиры используются для питания детей в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» в соответствии с ассортиментом основных продуктов питания, ре­комендованных для использования в питании детей.

       В рацион питания дошкольников в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» включены хлеб (чер­ный и белый), крупы, особенно гречневая и овсяная, и макаронные изде­лия, обеспечивающие детей крахмалом, растительными волокнами, вита­минами Е, В|, В2, РР, магнием и др. Указанные виды продуктов, кроме пищевых волокон, являются важ­нейшим источником витаминов (особенно Bl, B2, РР) и минеральных ве­ществ.  

     Учитывая то, что потребность детей в легкоусвояемых углеводах со­ставляет 20-25% от суточной потребности детей данного возраста в углево­дах, следует ограничивать избыточное потребление дошкольниками сахара и продуктов, его содержащих. Сладкие блюда и сладкие мучные кулинарные изделия используются в питании детей в качестве десерта («на сладкое»), только в один из приемов пищи в день, как правило, в полдник.  Кондитерские изделия (карамель, зефир, пастила, марме­лад) обычно включаются в состав полдников не чаще 1 раза в неделю. Их дают детям на десерт, только наряду с полноценными горячими блюдами, при условии исключения других сладких блюд в этот прием пищи.

   

 

Перечень продуктов, запрещенных

к использованию в питании детей

     Для предотвращения возникновения и распространения инфекцион­ных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) запрещается использовать в питании детей, а также принимать в дошко­льные учреждения:

- продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;

-  пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;

- мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, ры­бу, сельскохозяйственную птицу, не прошедшие ветеринарный контроль;

- непотрошеную птицу;

- мясо диких животных;

- яйца и мясо водоплавающих птиц;

-  яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, меланж;

-  консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

-  крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, загрязненные раз­личными примесями или зараженные амбарными вредителями;

- овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили;

-  любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изго­товления;

- кремы и кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);

- зельцы, изделия из мясной обрези, свиных баков, диафрагмы, кро­ви, рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы;

- творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану, простоквашу;

-  грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные, грибные бульоны и пищевые концентраты на их основе;

- холодные напитки из плодово-ягодного сырья, морсы собственно­го приготовления (без тепловой обработки), квас;

- окрошки и холодные супы;

- яичницу-глазунью.

      Не допускается изготавливать на пищеблоке образовательного учреж­дения и использовать в питании детей следующие виды пищевых продуктов, кулинарных изделий собственного (не промышленного) изготовления:

-    кулинарную   продукцию,   при   изготовлении   которой   скоро­портящиеся продукты измельчаются после тепловой обработки и при этом не подлежат вторичной тепловой обработке - блинчики с мясом, творо­гом, заливные блюда (мясные и рыбные), студни, паштеты, форшмак из сельди, макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом и т. п.;

-  творог, простоквашу и другие кисломолочные продукты (в том числе для приготовления творога);

- консервированные продукты.

      Не допускается использовать в питании детей следующие виды сы­рья, пищевых продуктов, не прошедшие тепловой кулинарной обработки (кипячения):

- зеленый горошек консервированный;

- фляжное (бочковое) молоко;

- сливочное масло, добавляемое в блюда (используемое для заправ­ки гарниров, каш и т. п.), сливочное масло с жирностью ниже 72 %;

- творог, за исключением готовых к употреблению творожных изде­лий для детского питания (творожков и т. п.) промышленного производст­ва в индивидуальной промышленной упаковке, рассчитанной  на одну порцию продукта;

- сметану.

      В соответствии с принципами рационального (здорового) питания, в питании детей в организованных коллективах не следует использовать:

- сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;

-  жареные в жире (масле) продукты, изделия (пирожки, пончики, картофель и т. п.);

- уксус (уксусную кислоту), горчицу, хрен, перец острый (красный, черный) и другие жгучие (острые) специи (приправы);

- кофе натуральный, а также продукты, содержащих кофеин, другие стимуляторы, алкоголь;

-  гидрогенизированные жиры, кондитерские жиры, кулинарные жи­ры, маргарин, свиное или баранье сало, другие тугоплавкие жиры, а также пищевые продукты, содержащие указанные виды жиров;

-  биологически активные добавки к пище (БАД): с тонизирующим действием (содержащие элеутерококк, женьшень, родиолу розовую или дру­гие аналогичные компоненты), влияющие на рост тканей организма, а также продукты, вырабатываемые с использованием перечисленных добавок;

- газированные напитки (содержащие углекислоту);

- арахис;

-  острые соусы (типа кетчупа), закусочные консервы и маринован­ные овощи и фрукты (консервированные с добавлением уксуса);

- костные бульоны, в том числе пищевые концентраты на их основе;

- пищевые концентраты на основе искусственных ароматизаторов (буль­онные концентраты, пищевые концентраты первых и вторых блюд и т. п.).

 

 

Еженедельно воспитатель подает информацию медицинской сестре в виде рапортички о количестве и времени (день, часы) систематически от­сутствующих детей в течение недели.

Медицинская сестра подает рапортичку на следующий день (завтрак) по фактическому наличию детей на утро (завтрак) сегодняшнего дня.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ МЕНЮ

в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139»

 

        В МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» имеется пер­спективные меню на разные сезоны (зимнее-весеннее и летнее-осеннее) на 10  дней. Это дает возможность правильно распределить продукты в те­чение недели, обеспечивать разнообразие блюд. Меню составляется раздельно для   групп раннего и дошкольного возраста.

       Обязательным условием рационального питания является правильно составленное меню, при разработке которого   учитывается ряд фак­торов:

 

1.   Основу меню составляет утвержденный среднесуточный набор продуктов питания, обеспечивающий физиологическую потребность де­тей в основных пищевых веществах и энергии.

2.    Учитывается   длительность   работы   учреждения   (12-часовая), которая определяет количество приемов пищи.

3.  Одним из важных условий правильно составленного меню является максимальное разнообразие блюд, с обязательным включением в него всех групп продуктов, включая мясные, рыбные, молочные, фрукты и овощи в натуральном виде и в виде салатов, и исключение   вторяемости блюд в течение срока действия.

4.  При составлении рациона питания детей предусматривается пра­вильное распределение продуктов в течение суток. Учитывая, что продук­ты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживают­ся в желудке ребенка и требуют большего количества пищеварительных соков,  блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, даются в пер­вую половину дня - на завтрак и обед. На ужин детям   подают молочно-растительную, легко усваиваемую пищу, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.

     При составлении меню в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139»   учитываются, что некоторые продук­ты должны входить в рацион ребенка ежедневно, а некоторые он может получать через день или 2-3 раза в неделю. В течение декады (10 дней) ребенок должен получить количество продуктов в полном объеме из рас­чета установленных норм.

     В меню   включаются салаты из сырых овощей, свежие фрукты. В качестве третьих блюд -   свежие или консервированные соки.

     В качестве закуски  используется салат (из огурцов, помидоров, капусты, моркови, свеклы и др.) с добавлением зеле­ни. Для улучшения вкуса в салаты  добавляются свежие или сухие фрукты (яблоки, чернослив, изюм). Салат   заправляется раститель­ным маслом.

     Ассортимент первых блюд   широк и включает   бор­щи, различные виды супов: на курином бульоне, молочные, вегетариан­ские.

     Вторые блюда могут быть из мяса, рыбы в виде котлет, биточков, гуляша, в отварном, тушеном виде и др. Гарнир   готовятся из картофеля, овощей, а также из круп и макаронных изделий.

      В качестве третьего блюда подаётся компот или кисель из свежих пли сухих фруктов, отвар шиповника.

      На завтрак, как и на ужин, дают детям различные молочные каши,   овощные блюда, запеканки и котлеты из круп и овощей, блюда из творога, рыбу, яичные блюда.   Из напитков на завтрак обычно дают какао, злаковый кофе на цельном молоке, чай с молоком, молоко; на ужин - молоко, кефир,   чай, чай с молоком, чай с лимоном.

     Полдник обычно состоит из двух блюд - молочного продукта  и выпечки (булочки) или кондитерских изделий (пе­ченье, сухари, вафли). В состав полдника включаются различные свежие фрукты.

      На основании перспективного меню ежедневно медицинская сестра составляет меню-требование, являющееся документом для получения про­дуктов из кладовой и рабочей ведомостью для повара по расходу продуктов на блюда в отдельные приемы пищи. Составленное меню фиксируется на специальном бланке меню-требования, где перечисляются все блюда, входя­щие в рацион, их выход (масса каждой порции) и расход продуктов для при­готовления каждого блюда, обозначаемых дробью: в числителе - количество продуктов на одного ребенка; в знаменателе - на всех детей.

      В меню-требовании проставляется дата, общее количество пи­тающихся детей. В специальной графе перечисляются блюда на каждый прием пищи и указывается расход продуктов для их приготовления. По каждому  блюду указывается  выход (масса  порции   готового  оиюла)  в граммах на одного ребенка. Массу продуктов лучше ук;иын;ш. ют.ко в граммах или только в килограммах.

       Меню-требование с подробным указанием выхода блюд подписыва­ет медицинский работник, повар, кладовщик и утверждает руководитель дошкольного учреждения.

      Меню-требование с расписками лиц о выдаче и получении про­дуктов питания передается в бухгалтерию в сроки, установленные гра­фиком.

      Осуществляется контроль выполнения натуральных норм продуктов питания. Для анализа выполнения натуральных норм составля­ется таблица «Накопительная ведомость за 10 дней».

       Ежедневно медицинская сестра (при ее отсутствии ответственный за организацию питания в дошкольном учреждении) вносит данные о расходовании продуктов питания на 1 ребенка в день согласно меню-требованию. При анализе выполнения натуральных норм  выясняются причины, по которым не выполняются утвержденные нату­ральные нормы.