Меню

Инновации

 

 

Тема проекта:

 

«Коррекция двигательной сферы у детей с системными нарушениями речи в аспекте интеграции деятельности специалистов   дошкольного    образовательного    учреждения»

 

 

исполнитель эксперимента: 

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139»
 
 

 

научное руководство инновационным проектом:
 

Киселёва Наталья Алексеевна, кандидат психологических наук; доцент    кафедры дефектологии и специальной психологии Кубанского государственного университета
 
 

методическое руководство инновационным проектом:

  

Трифонова Таисия Александровна, директор дошкольного методического центра города Краснодара

 

Веденеева Светлана Ивановна, методист  дошкольного методического центра города Краснодара

 
 


 


Проблема и актуальность исследования:


Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто  актуален, он является основным с учётом современной действительности..

 

Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды (Вайзман Н.П.,1984; Павлов И.П., 1951; Эльконин Б.Д., 2001).

Исследованиями многих учёных показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики (Выготский Л.С., 1982; Горская И. Ю., 2000; Дворкин П.С., 2002; Карпова Н.В., 1997). 

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой. Научный поиск путей оптимизации обучения детей с общим недоразвитием речи позволил ведущим учёным и специалистам  показать, что коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции.

  В этой связи в основе работы  с детьми с системными нарушениями речи   основополагающим является принцип комплексности коррекционно-педагогической и психолого-логопедической работы. Он представляет собой взаимодействие различных специалистов: логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию,  педагога-психолога. Однако  этот вопрос разработан недостаточно детально, в современной практике отсутствует система интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения, хотя необходимость   углубленного исследования данной проблемы совершенно очевидна и вызывается рядом обстоятельств. Важнейшим из них является тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в массовых детских садах, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей с нарушениями речи. Исследования в области физического развития детей с нарушениями речи весьма обширны и связаны с изучением различных аспектов данного направления.   Вместе с тем, нам не удалось обнаружить в этих исследованиях единого понимания механизма взаимосвязи общего недоразвития речи и нарушения или отставания в развитии координационных способностей. Имеющиеся программы по физическому воспитанию и предлагаемые методики с акцентом на использование средств  и методов адаптивной физической культуры (Михайлова Е.Я., 2003), пальцевой гимнастики, логоритмики, психогимнастики (Прописнова Е.Н., 2003), коррекционно-развивающей физической культуры (Смирнова Е.Ю., 2005), не рассчитаны на нарушения в развитии дошкольников, не учитывают взаимосвязанной деятельности специалистов, что может нанести вред, затормозить восстановление речевой функции и подготовку ребенка к обучению в школе.

 

Объект исследования:

Педагогический процесс в ДОУ по развитию двигательной сферы у дошкольников 5-7 лет.

 

Субъект исследования:

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139»

 

Предмет исследования:   

Средства, методы и методические приемы, используемые для коррекции двигательной сферы  старших дошкольников с нарушением речи в аспекте интеграции деятельности специалистов ДОУ.

 

Цель исследования: 

Разработать и экспериментально обосновать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в аспекте взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ.

 

Гипотеза исследования:

Технология коррекции двигательной сферы  старших дошкольников с общим недоразвитием речи станет результативной и педагогически целесообразной, если её разработка будет основываться на:

 

- включении в содержание основных средств образовательно-развивающих и коррекционно-оздоровительных упражнений;

- оптимальном соотношении методов стандартно-повторного и вариативного упражнения;

- учёте возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности  и уровня речевого развития детей с системными нарушениями речи;

- выявлении корреляции различных сторон двигательной сферы старших дошкольников с отставанием в речевом развитии;

- интеграции деятельности специалистов ДОУ.

 

 

Задачи исследования:

1. Разработать диагностическую программу по выявлению   особенностей физического развития, физической подготовленности, отдельных сторон координационных способностей и уровня речевого развития детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.

 

2.  Разработать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения.

 

3. Выпуск печатного материала (теоретического и практического) для педагогов и родителей по результатам исследования.

 

4. Обосновать эффективность технологии коррекции двигательной сферы у   старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Методы исследования:

Для решения поставленных задач предполагается использовать следующие методы исследования: изучение и анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы; обобщение практического опыта работы в ДОУ; педагогическое наблюдение; анализ медицинских карт детей; инструментальные методы (антропометрия, спирометрия, кистевая динамометрия); диагностика уровня физического развития и физической подготовленности детей с общим недоразвитием речи.

 

Ожидаемый результат:  

Разработанная и экспериментально апробированная технология коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в аспекте взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ позволит эффективно планировать физкультурные занятия в ДОУ. Также результаты исследований могут быть использованы в процессе преподавания курсов теории и методики физического воспитания дошкольников, в ходе подготовки и повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию дошкольных образовательных учреждений.

 

 

Поздравляем мам и бабушек с 8 марта!

Поздравляем с Международным Женским днём!

У нас Олимпиада!

Мероприятия, посвященные зимней Олимпиаде в Сочи!

У нас Масленица!!!

С 24.02. по 28.02 празднуем МАСЛЕНИЦУ

Месячник боронно-массовой и военно-патриотической работы

В нашем детском саду с 23.01 2014 по 21.02 2014 проводится месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Поздравление любимых мам с праздником от группы детей раннего возраста.

Поздравление любимых мам с праздником от группы детей раннего возраста.

счетчик посещений